Националисты готовы к власти

Австрия на финишной прямой предпочла президента-эколога президенту-националисту, однако еще несколько лет назад было сложно представить, что кандидат от ультраправой партии будет всерьез претендовать на подобный пост в одной из стран Евросоюза. Сегодня националисты по всей Европе набирают популярность. Журнал EUROMAG рассказывает о том, как обстоят дела с ультраправыми силами в европейской политике и насколько реальны их перспективы прийти к власти.

На днях, впервые после окончания Второй Мировой войны, австриец Норберт Хофер мог стать первым президентом европейской страны, придерживающимся ультраправых взглядов. Однако этого не случилось. На финишной прямой он проиграл своему сопернику всего 0,6% голосов. С одной стороны, это поражение, а с другой – повод призадуматься.

Еще 5-7 лет назад представители ультраправых организаций в странах Европы считались политическими маргиналами, вся деятельность которых сводилась к попыткам преодолеть порог минимального количества голосов на очередных выборах. Сегодня же по всей Европе националистические партии набирают популярность. Журнал EUROMAG попытался разобраться, почему это происходит и в каких странах националисты уже готовы взять власть.

Во-первых, стоит сразу же отбросить распространяемое сегодня многими противниками правых и ультраправых партий мнение, что популярность последних обусловлена исключительно потоком беженцев с Ближнего Востока.

Большинство партий националистического толка начали набирать популярность задолго до кризиса на Ближнем Востоке, а поток беженцев лишь помог им привлечь дополнительных сторонников. Для большинства подобных партий основой программы является защита национальных ценностей в рамках глобализации и евроинтеграции.

Во-вторых, надо иметь в виду, что, несмотря на схожесть названия, правые и ультраправые (крайне правые) партии серьезно отличаются. Например, правыми партиями считаются «Республиканцы» во Франции, ХДС в Германии и Консерваторы в Британии.

И, наконец, в-третьих, далеко не все партии ультраправого толка выступают против евроинтеграции. Например, Национальный фламандский альянс в Бельгии требует независимости Фландрии и интеграции её в европейское сообщество, как отдельного государства.

Австрия

В Австрии националистические силы представляет «Австрийская партия свободы», которой руководит Хайнц-Кристиан Штрахе. Её представитель Норберт Хофер, как было сказано выше, на днях лишь 0,6% уступил своему оппоненту на президентских выборах.

АПС считается евронационалистической партией, которая выступает за жесткий контроль миграции, поддержку традиционных семей и усиление борьбы с преступностью. Партия была создана в 1949 году и получила свое нынешнее название спустя 7 лет. Исторически сложилось, что изначально в АПС в большинстве состояли отставные офицеры Вермахта и Ваффен-СС.

В 1986 году партию возглавил Йорг Хайдер, не скрывавший своих симпатий к некоторым аспектам нацистской политики. При нем партия заняла жесткую антимиграционную позицию, увеличив свое влияние в обществе практически вдвое, а позже объединить другие националистические организации.

Хайдер смог привлечь на свою сторону многих австрийцев тем, что сделал одной из ключевых задач партии борьбу за освобождение Австрии от «исторической ответственности» за участие в войне на стороне Германии. За это он получил прозвище «адвокат Австрии». Эксперты прогнозировали падение АПС после ухода Хайдера из партии в 2005 году, однако результаты последних выборов говорят об обратном.

Франция

Французские националисты были собраны в рамках одной партии Жаном-Мари Ле Пеном еще в 1972 году. Сегодня многие связывают успехи «Национального фронта» с волной беженцев с Ближнего Востока, однако тема мигрантов для Франции возникла задолго до того, как нынешний лидер партии Марин Ле Пен начала свою карьеру.

Еще в 1986 году партия смогла получить 35 мест в Национальном собрании. Именно тогда оппоненты обратили внимание на растущие недовольство французов потоками мигрантов из стран Африки. Вместо того, чтобы изменить политику в отношении мигрантов, власти Франции провели через парламент решение о введении мажоритарной системы выборов, что на долгие годы лишило националистов возможности быть представленными в парламенте.

Однако, как отмечают сегодня эксперты, мажоритарная система, охранявшая много лет Францию от националистов, может стать ямой для тех, кто её вырыл. Согласно последним результатам региональных выборов, а также выборов в Европарламент, беженцы с Ближнего Востока дали «Национальному фронту» именно то количество сторонников, которого им не хватало для равной борьбы с социалистами и правоцентристами.

Еще в 2014 году «Национальный фронт» получил 24 места в Европарламенте. В 2015 году партию также представляли 26 мэров городов, среди которых, например, Марсель.

Как и австрийские коллеги, французские националисты борются за жесткое ограничение миграции (максимум 10 000 человек в год), отказ от программ воссоединения семьи и бесплатной медицины для иностранцев, ограничение абортов. Также они предлагают сократить срок ВНЖ в 3 раза; запрет дискриминации в виде халяльных продуктов в школах, раздельного посещения бассейна по религиозным соображениям и т.д.; выход из НАТО и примат французского права.

Венгрия

Пожалуй, наибольших успехов из националистических партий, добилась венгерская «Фидес», однако её сложно сравнить с ультраправыми коллегами. Партия умудряется одновременно провозглашать себя ультраконсервативной, антикоммунистической и либеральной.

Тем не менее, созданная в 1988 году 37 студентами партия, уже в 1990-м получила почти 9% голосов, а 1998 году победить на выборах, набрав 28,18% голосов. С тех пор, партия является одной из двух ключевых сил в Венгрии.

В 2012 году партия смогла провести через парламент новую редакцию Конституции. В новой конституции говорится, что венгерский народ объединяют «Бог и христианство». За государством закрепляется обязанность защищать жизнь, при этом оговорено, что жизнь начинается при зачатии. Фактически эта статья конституции вводит запрет на аборты. Брак обозначен в конституции как союз мужчины и женщины.

В июле 2014 года лидер партии Орбан призвал сменить либеральную демократию на модель государственного устройства, сходную с Россией, Турцией, Китаем и Сингапуром, а социальное государство — на некое «трудовое государство».

Дания

Датская народная партия во главе с Кристианом Тулесеном Далем является второй по величине политической партией в стране. Основанная в 1995 году ДНП стала первой успешной парламентской партией в Скандинавиии, придерживающейся близких к ультраправым идеям взглядов. На выборах в Фолькетинг в 2001 году партия получила 22 места в парламенте, став третьей по величине силой в парламенте.

За поддержку правительства партия получила право на реализацию своих ключевых требований и ужесточение иммиграционной политики. На выборах в Европарламент 2014 года партия вышла на 1 место по набранным голосам и количеству мандатов, получив 26,6 % голосов датчан и 4 депутатских мандата.

Нидерланды

Наиболее интересной выглядит ситуация в Нидерландах. Здесь сразу две партии националистического толка и обе они представляют реальную силу в парламенте. Интересно, что «Партия свободы» позиционирует себя как либеральная, однако исключительно в отношении нидерландцев. Партия занимает жесткую антимигрантскую позицию.

На выборах в Европарламент 2014 года партия набрала 13,32 % голосов, получив 4 места из 26 отведённых Голландии.

Правящая Народная партия за свободу и демократию также считается право-либеральной, однако также придерживается жесткой позиции в отношении евроинтеграции, мигрантов и вопроса о вступлении Турции в ЕС.

Лидер партии Марк Рютте является премьер-министром страны. Его правительство уже серьезно урезало пособия для мигрантов и планирует добиваться того же от коллег в Европарламенте.

Другие страны

Националистические организации есть во всех европейских странах, однако даже волна беженцев с Ближнего Востока не смогла обеспечить большинству из них серьезной популярности. Чаще всего это связано с откровенно популистскими идеями и отсутствием грамотно выстроенной партийной работы.

В Греции радикальные националисты представлены партией «Народный православный призыв». Идеология партии изначально основывалась на греческом национализме и поддержке ЭПЦ, борьбе с гомосексуализмом, отказе от евроинтеграции. По итогам выборов в 2012 году партия в парламент пройти не смогла.

«Британская национальная партия» также не имеет депутатов в парламенте, хотя у нее есть представители в Лондонской городской ассамблее, советах графств и окружных советах столицы. Партия придерживается крайне правой идеологии, включающей в себя расизм, антисемитизм, отрицание Холокоста, запрет иммиграции и гомофобию.

Болгарская партия «Атака» открыто выступает с антиметискими, цыгано-, исламо- и тюркофобскими лозунгами и программами, требует изменения конституции, выхода Болгарии из НАТО и Евросоюза, а также признания православия официальной религией страны. На выборах в Национальное собрание партия набирает в среднем от 7 до 9% голосов избирателей, а её лидер в 2006 году проиграл во втором туре президентских выборов.

«Новый фламандский альянс» выступает за независимость Фландрии от Бельгии и дальнейшую интеграцию в Евросоюз. Также выступает за ужесточение миграционной политики и законодательное закрепление преимущества европейских работников перед мигрантами.

Словацкая национальная партия известна своими ксенофобскими, антивенгерскими и антицыганскими выступлениями, а также кампанией за реабилитацию профашистского президента Йозефа Тисо. Регулярно получая места в парламенте еще в 1990-х и 2000-х годах, партия потеряла популярность и не прошла в парламент в 2012 году.

Партия «Великая Румыния» выступает с антивенгерскими, антицыганскими и антисемитскими лозунгами, а также ратует за создание Великой Румынии в границах до 1940 года. На президентских выборах 2000 года кандидат партии Вадим Тудор, за которого голосовал румынский протестный электорат, неожиданно занял второе место в первом туре и вышел во второй тур, где проиграл Иону Илиеску. На проводившихся в том же году парламентских выборах партия получила 84 места в нижней палате и 37 мест в сенате, став второй по численности депутатов политической партией. Однако уже в 2008 году партия перестала проходить в парламент.

«Лига польских семей» пользовалась заметной популярностью в 2000-е годы, но с 2007 года в Сейм проходить перестала. LPR известна также своими гомофобскими позициями, а также отрицанием преступлений поляков во время Второй Мировой войны.

Партия «Альтернатива для Германии (AfD)», выступающая за принятие мер, направленных на экономическую независимость ФРГ – вплоть до отмены евро и возвращения страны к национальной валюте. Помимо этого, в списке целей партии значится ужесточение миграционного законодательства. Партия появилась в 2013 году.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?