Бедные, бедные немцы

Средний немец беднее киприота в три раза. Это официальные данные Европейского центробанка, распространенные на прошлой неделе. ЕЦБ – а это главный финансовый институт еврозоны, и его статистика самая полная и надежная – провел исследование, чтобы понять, какое состояние стоит за средней семьей в той или иной стране еврозоны. Учету подлежали банковские вклады, пенсионные накопления, а также принадлежащая семье недвижимость. Результаты оказались буквально потрясающими.

Киприоты, испанцы и итальянцы (то есть, три из пяти стран, наиболее затронутых кризисом и требующих помощи от ЕС) – занимают соответственно второе, пятое и шестое места по благосостоянию из пятнадцати изученных стран. Средняя семья на Кипре владеет имуществом в объеме 670 тыс. евро, в Испании – 291 тыс. евро, а в Италии – 275 тыс. евро. Традиционно же считающиеся самыми богатыми немцы имеют среднее состояние на семью в размере всего 195 тыс. евро. Иными словами – средняя немецкая семья в три с лишним раза беднее кипрской, и немцам надо накопить почти по полмиллиона евро на каждую семью, чтобы только сравняться с киприотами.

И немцев слабо может утешить то, что греки все-таки оказались беднее: на среднее греческое домохозяйство приходится имущество в объеме 147 тыс. евро. Смешной разрыв с греками в 50 тыс. евро – ничто по сравнению с 500-тысячным отставанием от (как выяснилось) богатых киприотов. Трудолюбивым и экономным немцам далеко как до луны и до соседних люксембуржцев (самые богатые европейцы, 710 тыс. евро на семью), и до киприотов, и до кризисных бельгийцев (338 тыс. евро на человека).

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Результаты исследования поражают, с какой стороны на них ни посмотреть. Например, если проанализировать не средний показатель (он может быть сильно искажен наличием в стране сверхбогатых или сверхбедных людей – ведь он высчитывается путем сложения имущества всех граждан и деления получившейся суммы на количество семей), а медиану (то есть, показатель той семьи, беднее которой ровно половина семей, и богаче которой – половина), то данные получаются ничуть не более ожидаемыми. Так, медианный показатель на Кипре составил 266 тыс. евро, а в Германии – 51,4 тыс. евро. Иными словами – типичная немецкая семья беднее типичной кипрской – в пять с лишним раз! Хуже того – немцы почти в четыре раза беднее типичного, медианного европейца. У того состояние семьи – 180 тыс. евро, а у немца только 51 тыс.

Разумеется, данные исследования вызвали бурю негодования в немецком обществе. Внезапно для себя немцы получили статистически надежные доказательства того, что подозревали всегда: на самом деле помощь южным странам Европы – это выколачивание последнего евроцента из совершенно не богатых, а наоборот, бедных домохозяйств Германии. Как можно помогать бездельникам в Никосии, если у них – вы только подумайте! – на семью имущества и вкладов почти на 700 тыс. евро, и выходят они на пенсию на десять лет раньше, и бастуют по поводу и без повода, и так далее, и так далее. Примерно так размышляет сегодня средний (медианный) немец – и в схожей тональности пишут многие немецкие газеты.

Многие немцы, впрочем, и без статистики были уверены в том, что живут они на самом деле беднее своих южных соседей. Смотрите сами, говорил немец: мне только что подняли пенсионный возраст до 67 лет. Я плачу огромные налоги (и попробуй я их не заплати!). Я плачу дорогие взносы в пенсионную и медицинскую страховку – и все равно регулярно государство убирает часть медицинских услуг из бесплатного спектра, а министры открытым текстом говорят, что пенсии не хватит даже на прожиточный минимум, и нужно откладывать дополнительные деньги в виде частной пенсионной программы.

Несмотря на формальные повышения зарплат во многих отраслях по факту (учитывая рост налогов и инфляцию) для десятков процентов немцев последние пять лет были годами сокращения реальных доходов. Покупательная способность зарплаты, оказывающейся на руках, падает. Плюс ко всему, средний немец живет в арендованной квартире, а домовладелец использует каждую предоставленную законом возможность повышать квартплату – и повышает. И попробуй не согласись – у владельца есть установленное законом право на рост квартплаты. А переезд на новое жилье все равно будет дороже.

И вот на этом фоне житейских расчетов немец узнает, что у среднего грека или киприота обычно есть свой дом, да не простой, а трехэтажный, да с гаражом, да еще и что-то летнее, в виде места для выезда на пикник. Что выходит на пенсию грек в пятидесятилетнем возрасте, что пенсия эта чаще больше немецкой, а уклонение от налогов на юге куда проще, чем в Германии. Разумеется, это вызывает у немца ярость.

Объяснить после этого немцу, что на самом деле евро имеет в разных регионах Европы разную покупательную способность, что имущество семей Кипра во многом раздуто за счет пузыря цен на недвижимость, что эти деньги достаточно виртуальные, и что уровень жизни в Германии высок за счет наличия многих недоступных на Кипре благ (например, отлично работающей инфраструктуры и отличной бюрократии),  а также что в Германии – один из самых низких в Европе уровней безработицы, именно из-за отличного соотношения производительности труда к стоимости труда – просто невозможно.

Немец ткнет пальцем в статистику ЕЦБ, где черным по белому записано: среднее домохозяйство Кипра в три раза богаче немецкого, а медианное – в пять раз. И с этим простым фактом ничего нельзя сделать. Если они такие богатые, то, может, помогут себе сами? А если им нужна помощь от нас, бедных, то зачем нам такая еврозона?

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?