Развод по-шотландски

Я всё пытаюсь представить, как бы я проголосовал на референдуме. Вот, предположим, родился я в Шотландии, смотрел бы на килты и на восторги туристов от волынщиков с лёгким недоумением. Ну всё равно что на лапти или баянистов в русской деревне - хорошие ребята, но чего тут удивительного? «Чай не динозавры»! И вот вдруг у меня, у простого шотландского парня, появляется возможность столетия: выбрать страну, в которой ты хочешь жить. Либо в Шотландии - части Великобритании. Или же просто в ШОТЛАНДИИ, маленькой, гордой и независимой стране.

Наверное, я бы тут же выбрал второй вариант. Душа бы кричала вслед за голливудским шотландским киноповстанцем Мелом Гибсоном - «Freeeedoom!». Затем - «Scooootlaaaand»!!! И это всё с надрывом лёгких, которому, естественно, могли бы позавидовать даже волынщики. Прощай, Англия! Здравствуй, независимая Шотландия, страна с чистой репутацией. Больше никаких сомнительных войн в Ираке, экспорта демократии и марша в ногу с Америкой - оборони, Создатель.

Всё. Баста! Мы шотландцы, а все кровавые мероприятия затевали британцы и точка. Нас в Афганистан или Ирак больше не заманить ни за какие коврижки.

Евгений Ксензенко
Евгений Ксензенко

Евгений Ксензенко - журналист, владелец компании "Watch us".      

В 2002 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.  В 2006 году  защитил диссертацию в University of Westminster.   

С августа 2001 года корреспондент  "НТВ". 

С ноября 2006 года по ноябрь 2011 - директор-корреспондент представительства ОАО "Телекомпания "НТВ" в Великобритании

Впрочем, Шотландию и так без ребрендинга все любят в мире, как бы отделяя страну от Великобритании. Мол, понимаем, люди вы подневольные. Такая Золушка в английской семье. Ну мы-то знаем, какие вы, ребята, на самом деле. Опять же таки знают, в основном, по фильмам и привлекательным символам.

Мужчины в юбках, сорри - килтах, скин ду (нож) в гольфах, кожаные сумочки вместо фигового листа Адама, тартан, определяющий принадлежность к одному из кланов, хаггисы и наггисы, чудесный вереск, Лохнесское чудовище и так далее. У Шотландии есть своё лицо и характер, как и личные счёты с англичанами.

300 летний союз с Великобританией - это был брак по расчёту. По сути против народной воли и шотландской памяти - слишком много было кровавых столкновений с соседом, да и вообще, что шотландцу хорошо, то англичанину - сплин.

Шотландский поэт Роберт Бёрнс описал вхождение в союз так: «…Мы сталь английскую не раз в сраженьях притупили, но золотом английским нас на торжище купили…» Всё верно. Шотландия была вынуждена выйти «замуж». Финансовое положение страны три века назад оказалось близким, как бы сейчас сказали, к дефолту. Собственные колониальные амбиции провалились. Эпоха завоевания земель, читай - грабежа колоний по британскому принципу, прошла мимо Шотландии.

Выходы на рынки сбыта для активной торговли находились под контролем англичан. В общем, слюбится-стерпится, решила шотландская знать. В день подписания договора «шаферы» «невесты» укрылись в подвале на Королевской Миле от народного гнева. Там и прошла «торжественная церемония».

На месте подписания унии о вхождении в состав Великобритании теперь весит не мемориальная табличка, а весьма приземлённая - туалет. Вот и вся память о «свадьбе» с Англией. Шотландия, конечно, тогда получила хорошее приданное - выход на английский рынок, инвестиции, как бы сейчас оценили, и спокойствие с гарантией, что сосед больше с мечом не придёт. Вертикаль власти выстроена - чего волноваться-то. Шотландская аристократия оказалась права - жить вместе можно. Брак можно даже назвать счастливым.

Хотя местные жители всё равно норовят откреститься от Великобритании при каждом удобном случае, подчёркивая свою национальность. Они даже не играют в футбол с англичанами. У Шотландии своя футбольная лига. Так спокойнее - не надо переживать, что каждая игра против английского клуба, это как бой, который нельзя проиграть.

С другой стороны - силы не равны. Если представить две футбольные лиги в виде машин, то английская премьер-лига это Бентли, а шотландская  - мини-купер в лучшем случае. Денег в шотландском футболе немного. Местные клубы не могут себе позволить купить звёзд за десятки миллионов фунтов.

Зато у Шотландии буквально свои деньги. Шотландские фунты номинально равны английским фунтам - это одна валюта. Однако символическое неравенство всё же существует. Попробуйте в Англии купить что-нибудь на шотландские фунты?

В магазинах может возникнуть неудобная ситуация: ваши шотландские деньги продавцы будут крутить в руках, хмурить брови, закатывать глаза, затем побегут советоваться с менеджером, принимать их или нет, после чего, скорее всего, скажут: сорри, у вас нет английских фунтов? Или просто сообщат, что они не принимают купюры из Шотландии.

При этом деньги ведь даже внешне отличаются. На английских банкнотах изображены Её Величество Елизавета Вторая, многоуважаемый Чарльз Дарвин, а в Шотландии свои герои - тот же поэт Бёрнс, отец современных антибиотиков сэр Александр Флемминг, Король Шотландии Роберт Первый и другие деятели. Шотландские фунты в Англии с удовольствием принимают только в банках, в остальных местах - как повезёт.

Впрочем, это маленькое неудобство огорчает только туристов. Шотландцев всё устраивает. Они с гордостью рассказывают и о других прелестях жизни в своей стране. Например, в Шотландии бесплатное высшее образование. Если в Англии студенты платят за само обучение, то в Шотландии только за проживание в общежитии. Это хорошая экономия. Ведь большинство английских студентов вместе с дипломом получают ещё и студенческий долг в несколько десятков тысяч фунтов.

Как правило, молодые люди берут деньги на обучение у государства, а выплачивать кредит начинают, устроившись на работу, но не сразу, а как только их зарплата достигнет определённой планки, позволяющей им жить достойно и отдавать долг.

В Шотландии есть и другие льготы, которых не найти в Англии. Например, у шотландских пенсионеров лучше социальный пакет, чем у английских, лекарства стоит дешевле. В общем есть чему позавидовать.

И англичане завидуют. Помню, как четыре года назад жители английского города Берика на Твиде, который находится на границе Англии и Шотландии, всерьёз обсуждали возможность вхождения в Шотландию.

Ведь обидно - их отделяют какие-то там считанные мили от лучших условий жизни. Впрочем, во многом такие условия Шотландии обеспечивает и сама Англия. На Даунинг-стрит в течение последних 30 лет постепенно делегируют Шотландии все больше и больше полномочий.

Например, в 1999 году в стране появился собственный Парламент, а вместе с ним и ощущение большей независимости от Англии. Оно усилилось в 2011 году, когда на выборах победили националисты. Лидер шотландской национальной партии Алекс Салмонд и затеял всю эту кампанию по проведению референдума.

Он стал уверять соотечественников, что без Англии страна заживёт прекрасно. Первый министр Шотландии использовал столь любимое многими политиками «клише»: хватит кормить соседа. У нас есть шотландская нефть, которая позволит Шотландии стать одной из самых богатых Европейских стран.

Нефть действительно есть в Северном море. Её запасов действительно ещё хватит на 30-40 лет активной торговли. В теории Салмонд прав - нефть чудесный источник дохода. Причём первый министр искушает шотландцев со знанием дела, надавливая на старые раны.

Например, напоминая о том, что в 70-е годы англичане пытались скрыть от шотландцев настоящее количество нефти, чтобы как раз и не вызвать у них мысли о разводе. Мол, зачем нам талантливые менеджеры из Англии - мы и сами можем выкачивать нефть.

К удивлению Алекса Салмонда соотечественники не бросились поддерживать его идею о независимости. Если верить опросам, то за месяц до референдума идею выхода из состава Великобритании поддерживают 38% населения, против – 51%, ещё 11% не решили, как будут голосовать.

Ради победы Алекс Салмонд добился разрешения для 16-летних шотландцев принять участие в референдуме. Он рассчитывает на их смелость, молодость и, что называется, «горячие головы». Ведь спокойный расчёт показывает, что Шотландии лучше остаться в Великобритании.

Во-первых, Лондон уже сказал, что не отдаст шотландцам фунт. Раз развод - значит и девичья фамилия и никакого общего счёта в банке. Получается, Шотландии нужно будет придумывать свою валюту или же срочно стучаться в Евросоюз, просить разрешение на использование евро. Все эти перспективы грозят финансовой нестабильностью.

Во-вторых, Великобритания обещает переложить на плечи Шотландии часть национального долга. В-третьих, надежда на быстрое привлечение инвестиций весьма сомнительна, учитывая все тяготы развода с Великобританией, раздела имущества и налаживание новых отношений.

И пусть Алекс Салмонд называет союз с Великобританией «кандалами» на руках шотландцев, многие его соотечественники с ним не согласны. В любом случае, у первого министра Шотландии есть ещё время, чтобы переубедить своих граждан. Каким бы не был итог голосования, Шотландия всё равно останется в выигрыше.

На Даунинг-стрит уже пообещали расширить Эдинбургу больше полномочий. В общем, «подсластить» пилюлю в случае поражения. Ведь каково жить тем, кто, как и я, готов был кричать «Freeeeedooooom»? А так достойный проигрыш получается. Хотя если произойдёт чудо и Шотландия всё же решит покинуть Великобританию, то весь мир увидит, как происходят цивилизованные разводы в 21-ом веке. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?