De Appel: теория и практика для кураторов

Довольно часто случается, что полученное первое высшее образование совершенно не удовлетворяет жизненные и интеллектуальные потребности. Но поменять коней на переправе бывает невероятно сложно: особенно, если формально карьера развивается успешно, и нелюбимое дело приносит доход. Однако встречаются исключения из этого печального правила. Катя Крупенникова, студентка амстердамской кураторской школы De Appel, - удачный пример решительности и отсутствия страха перед изменениями и новым профессиональным опытом.

Катя Крупенникова окончила Московский институт стали и сплавов по специальности «Информационные системы в экономике» в 2004 году, но в 2008 начала свою карьеру в области культуры. Работая менеджером проектов в компании Shell, Катя параллельно получала второе высшее образование на факультете «История искусства» в РГГУ, и раз в неделю проводила время в медиатеке ГЦСИ, где вырезала критические статьи из газет. Благодаря знакомству с искусствоведом Дарьей Пыркиной, Кате удалось попробовать себя в качестве начинающего куратора и стать участником первой биеннале «Стой! Кто идет?!». После биеннале Катя начала работать в «Восточной галерее» координатором проектов и, параллельно основной работе, организовала серию из 8 независимых проектов, ориентированных на развитие молодого искусства, в контейнере для перевозки грузов на Арт-Стрелке (CNTNR#) - совместно с Мейком, известным своими инициативами в области городского активизма. В 2009 году в составе небольшой, но активной группы энтузиастов, запускала в Москве и создавала онлайн-журнал Le Cool, а после этого работала PR-менеджером в BAIBAKOV art projects. В 2010 году в рамках второй биеннале «Стой! Кто идет?!» Катя открыла свою вторую выставку. А затем случай привел ее в арт-резиденцию в Швеции, где Катя поняла, что важно развиваться не только вертикально, в России, но и горизонтально, на международном уровне. Сразу после поездки в Швецию она защитила диплом в РГГУ и подала заявку в голландский кураторский центр De Appel, основанный в 1975 году и зарекомендовавший себя в качестве одной из лидирующих образовательных платформ в сфере современного искусства.

Наташа Фукс
Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

Катя, пока ты продолжаешь учиться, но уже относишь себя к определенной профессии независимый куратор. Как ты думаешь, может ли измениться твое профессиональное самоопределение после окончания учебы в Нидерландах? 

Программа, на которой я учусь, предполагает наличие профессионального опыта. Это значит, что, в отличие от студентов MA, я и мои коллеги по программе уже имели тот или иной кураторский опыт до поступления. Статус независимого куратора лишь определяет, что я не работаю на определенную институцию. Я начала в полной мере относить себя к этой профессии уже в тот момент, когда узнала, что прошла конкурс. Поскольку De Appel Curatorial Programme всемирно известная профессиональная школа кураторов, и один только факт поступления сюда значит для меня очень много. Моему профессиональному самоопределению в качестве куратора недавно исполнился ровно год, и в ближайшем будущем я надеюсь его дополнять и развивать.  

Какой практический опыт ты получаешь во время учебы?

Программа De Appel в большей степени практика, чем теория. Группа состоит из 6 человек, происходящих из абсолютно различных контекстов (например, моя группа Сингапур, Македония, Англия, Нидерланды, Италия и Россия). Программа рассчитана лишь на 8 месяцев. В конце курса группа должна со-курировать выставку. Мы открыли свою финальную выставку недавно, 13-го апреля (www.threeartistswalkintoabar.com). Практический опыт это работа над проектом, которая начинается с исследования социального и политического контекста, в котором предстоит действовать, формирования идеи, представление ее на различных уровнях, а также обоснование ее актуальности. Дальше идет самый сложный и важный процесс: описание проекта для заявки на финансирование. В большинстве стран Западной Европы культура поддерживается государством (хотя сейчас ситуация меняется не в лучшую сторону). Именно поэтому важно знать, как писать подобные заявки, чтобы получить деньги на проекты. Третьим этапом программы является кураторская деятельность как таковая: построение взаимоотношений с художниками, производство, логистика и так далее. Кроме этого, мы также занимаемся PR и маркетингом, бюджетированием, организационными и административными вопросами, проводим публичную программу теоретическое обрамление выставки. Более того, в рамках программы нам иногда выдается возможность прочитать лекцию в университете, написать рецензию на выставку или другое событие в культурной жизни Голландии или вести дискуссионный клуб.

Чем De Appel отличается от других учебных заведений подобного профиля в Амстердаме? Почему ты выбрала именно его, а не Королевскую академию искусств в Гааге, например, и как ты туда поступила?

Продолжать академическое обучение я не планировала, поэтому классические университеты я не рассматривала. Меня интересовала именно практика и повышение квалификации, приобретение опыта. В мире всего три подобных программы для подготовки кураторов: De Appel Сuratorial Proramme (Амстердам, Нидерланды), L'Ecole du Magasin (Гренобль, Франция), где, к сожалению, обучение ведется только на французском языке, и Whitney Curatorial Program (Нью Йорк, США). Прием заявок для поступления в De Appel проводится ежегодно в ноябре/декабре. Заявка должна содержать идею кураторского проекта, резюме и два рекомендательных письма. В свою очередь, идея должна быть продумана до мелочей: описание проекта, список художников, иллюстрации, бюджет. В феврале происходит отбор в шорт-лист. Комиссия выбирает 12 кандидатов, которых приглашает на личное интервью, в результате остается 6 человек новая группа De Appel. В моем случае выбор учебного заведения произошел сам собой: у меня была идея проекта, время на ее развитие и описание. В момент, когда все было готово, прием заявок в De Appel был как раз открыт. 

Расскажи о своем любимом преподавателе и предмете.

У нас действительно есть преподаватели, но предметов, как таковых, нет. Занятия проходят в форме дискуссий, иногда мы выполняем домашние задания и обсуждаем результаты на занятиях. Все, что мы делаем в рамках курса, так или иначе связано с практикой с нашей финальной выставкой и помогает нам в ее создании. Для меня наиболее полезными и информативными были занятия с Чарльзом Эше/ Charles Esche(директор музея Ван Аббе, Эйнховен), Яном Фервортом/Jan Verwoert (арт-критик, Берлин), Терезой Гледове/ Teresa Gleadowe (куратор, Лондон) и Флорисом Алгемаде (архитектор, Нидерланды). 

Опиши своих сокурсников. Насколько перспективны и приятны контакты с ними?

Вместе со мной курс в De Appel проходят 5 человек: Чини Лим (Сингапур), Алек Стэдман (Лондон), Антония Алампи (Рим), Саннэ Ортайзэн (Амстердам), Ивана Васева (Скопье, Македония). Все мы очень разные в этом идея программы. Мы проводим вместе более 12 часов каждый день, без выходных, вместе путешествуем в течение трех недель в начале курса. Спустя 8 месяцев мы стали друг для друга семьей.

С профессиональной точки зрения, во время курса между нами происходит интенсивный обмен знаниями и опытом, что помогает взглянуть на обсуждаемые вопросы одновременно через несколько призм. В результате нашего знакомства мы создали кураторский коллектив The Black Swan платформу для сотрудничества в будущем. Надеюсь, мы еще не раз поработаем вместе. 

Чем тебе нравится и чем не нравится Амстердам? Планируешь ли ты остаться в Голландии?

Честно говоря, Голландия меня никогда не привлекала как страна, в которой я хотела бы жить и не привлекает до сих пор. В этом плане ничего не изменилось. Вопрос о том, где я буду жить, пока для меня открыт. Также я не могу сказать, что знаю Амстердам хорошо. Интенсивность учебной программы не оставляет практически ни одного свободного часа в течение 8 месяцев. Только сейчас, когда финальный проект уже открыт, я начинаю узнавать город. С точки зрения урбанистического планирования Амстердам мне скорее не нравится, чем нравится, узкие улицы, недостаток неба, ощущение искусственности во всем. Но есть вещи, конечно, которые приятно удивляют, например, высокая заинтересованность населения культурой. 

Какой тебе видится культурная жизнь в Москве сейчас, со стороны? 

Я читаю и пишу для aroundart.ru, интересуюсь тем, что происходит в России. Должна сказать, что при взгляде на Россию с западно-европейской перспективы очень остро ощущается проблема частного или корпоративного финансирования большинства культурных событий. Вторая важная проблема: отсутствие в России соответствующего образования для деятелей культуры. Ведь, помимо ИПСИ, никто в России не обучает профессионалов в области современного искусства так, чтобы они смогли на равных вступить в диалог с международными коллегами. Однако, меня вдохновляют изменения, которые сейчас происходят в арт-сообществе, новости об открытии новых культурных инициатив. Я вижу огромный потенциал в будущем российской культурной жизни. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?