«Олимпия» Эдуарда Мане в Москве

Начиная с сегодняшнего дня в ГМИИ имени А.С. Пушкина можно увидеть одну из самых знаменитых и скандальных картин Эдуарда Мане. Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)» нечто большее, чем выставка одного шедевра. И даже не потому, что ее окружает еще ряд известных произведений. Это полотно со сложной судьбой воплощает в себе  целую историю тяжелой борьбы, которую отвоевывала себе современность и реализм в искусстве.

Шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом, или Форнарина» (нач. 1520-х) Джулио Романо и скульптуры Праксителя «Афродита Книдская» (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Картина Мане лишь однажды покидала стены Музея д’Орсэ в Париже: в 2013 году ее вывезли для демонстрации с Венерой Урбинской Тициана, которая послужила отправной точной для Мане. Дело в том, что саму «Венеру Урбинскую» власти не разрешили вывезти из Италии, поэтому полотну Мане пришлось отправиться в Венецию.

Желание Мане переосмыслить образ тициановской Венеры в духе своей эпохи послужило толчком для долгого путешествия. Попытку поднять современность до высоких классических образцов, закрепить ее важность и на этом пути обрести новое понимание и того и другого критики расценили как опошление античного образа.

Художник был обвинен в вульгарности и аморальности.

На картине изображена не выдуманная богиня, а вполне узнаваемая в то время в Париже девушка– любимая модель Мане -  Викторина Мёран.

Художник не пытался идеализировать свою модель, наоборот, стиль немногочисленных ювелирных украшений и фасон туфель девушки указывают на конкретное период времени, в котором живет Олимпия. Помимо этого масло в огонь подлило название картины: в Париже XIX века олимпиями называли дам «полусвета», куртизанок. Это имя стало нарицательным после романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» - так звали одну из героинь, антагонистку и коллегу главной героини.

Вопреки обыкновению девушка не стыдливо потупила глаза, а немного агрессивно смотрит на зрителя, усиливает впечатление ее напряженная поза и жест - девушка на картине словно инстинктивно защищается от нападок публики. На помощь к ней приходит ее «рыцарь» – черный кот, проснувшийся от шелеста бумаги, в которой принесла букет - подарок от поклонника - черная служанка.

Если вернуться к «Венере Урбинской», то можно оценить чувство юмора художника: маленькую собачку, символ верности и  домашнего уюта, он заменил на черного взъерошенного кота, а готовящих приданное (намек на брак и непорочность) слуг на заднем плане на служанку, которая принесла букет цветов от поклонника — цветы традиционно считаются символом дара, пожертвования.

Критики и журналисты просто разгромили картину на Парижском салоне 1865 года, в итоге многие приходили, чтобы только плюнуть на картину.

Закончилось тем, что картину повесили в самом дальнем углу салона над дверным проемом, якобы, чтобы зрители не причинили ей вреда тростями и зонтами в припадке ярости и глумления.

Но и дальнейшая судьба картины была не слишком блистательна. В 1889 году картина была выставлена по случаю 100-летия Великой Французской революции. Когда богатый американец захотел купить ее за любые деньги, друзья Мане собрали по подписке 20 000 франков и выкупили «Олимпию» у вдовы художника, чтобы принести её в дар государству. Не слишком обрадованные таким подарком власти после некоторого сопротивления все же приняли дар и отдали его на хранение в запасники Люксембургского дворца. В1907 — без лишнего шума «Олимпию» перенесли в Лувр.

Истоки этой темы, преломившейся в шедеврах Тициана, Веласкеса, Гойи, Мане и других мастеров, восходят к творчеству древнегреческого скульптора Праксителя, одна из самых известных скульптур которого «Афродита Книдская» присутствует на выставке. В его произведениях отразился переворот, совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э., уход от преобладания героических, мужественных черт даже в женских образах, к женственным, наделенным чертами интимности, лиризма, мечтательности.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует шедевру Тициана, но принадлежит более позднему историческому периоду, так как выполнена художником Джулио Романо, учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров – наследников великих гениев Возрождения.

Также на выставке демонстрируется картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена (1848–1903) из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Te Arii Vahine Королева (Жена короля)» (1895) была написана художником во время пребывания на Таити. Свою «Венеру» художник нашел среди жителей островов Океании. Интересно, что именно фотографию «Олимпии» Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие.

Прекрасная гостья Мане будет возлежать на высоких подушках в стенах Пушкинского музея до 17 июля, а потом отправится домой в музей д’Орсэ.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?