Человек недели: Папа Франциск

Человеком прошедшей недели, по версии журнала EUROMAG, стал избранный 13 марта Папа Римский Франциск, личность и перспективы деятельности которого стали главными темами минувших дней. Многие прогнозировали революцию в виде избрания первого темнокожего понтифика. Однако революция все же состоялась – количество статусов, в которых новый Папа стал «первым в истории» и его первые шаги в качестве понтифика поставили в тупик даже самых опытных экспертов. Стоит отметить, что эти же самые шаги заставили миллионы людей, если не преклоняться, то искренне уважать нового папу.

13 марта 2013 года из печной трубы Сикстинской капеллы в Ватикане пошел белый дым. Этот знак уже много веков является счастливым знамением для миллионов католиков: выбран новый Папа Римский.

Выборы главы Ватикана и лидера миллиарда католиков по всему миру проходили по всем канонам, однако они останутся в памяти миллионов людей как одни из самых необычных.

Первой «странностью» этого Конклава стало то, что собрался он не после смерти предыдущего понтифика, как это бывало последние 600 лет, а после его добровольного отречения. Предыдущий Папа Бенедикт XVI отказался от своей должности, сославшись на проблемы со здоровьем, хотя многие журналисты усмотрели в его решении ухудшение положения внутри католической церкви. Высказывалась даже версия о секретном докладе, который ему представили в декабре. Якобы этот доклад раскрывал не самые приятные подробности личной жизни высшего духовенства.

Однако, как бы то ни было, Бенедикт XVI ушел на покой, а на его место впервые был избран Папа, представляющий неевропейский католический мир. Эксперты ожидали, что кардиналы могут провести через Конклав радикальное решение и впервые избрать новым понтификом темнокожего кардинала из Ганы, однако они поступили еще более неожиданно.

Новый Папа Римский войдет в историю как понтифик с самым большим числом статусов с приставкой «первый в истории». Во-первых, 76-летний архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, избранный новым папой и принявший имя Франциск, стал первым в истории церкви неевропейским понтификом. Сразу же после избрания он обратился с папского балкона к тысячам верующих, собравшихся на площади Святого Петра  (см. ВИДЕО).

«Вы знаете, что обязанностью конклава было избрать нового епископа Рима. Похоже, что мои братья кардиналы нашли его почти на самом конце света», — пошутил Франциск I, родившийся в Буэнос-Айресе в семье итальянского эмигранта.

Это еще одна черта нового папы, которую уже отметили многие журналисты – он имеет хорошее чувство юмора и часто улыбается. Кроме того, новый понтифик вел и продолжает вести довольно необычный для европейских священников образ жизни, да и его прошлое представляется крайне интересным, если не сказать – уникальным. Помимо того, что он первый папа-неевропеец, он еще и первый папа-иезуит, что приковывает особое внимание сторонников конспирологических теорий.

Избранный новым главой католической церкви Хорхе Марио Бергольо родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе в семье итальянского эмигранта, железнодорожного рабочего. В 1958 году Бергольо закончил семинарию, получил высшее образование по специальности «химия» и вступил в иезуитский орден. Несмотря на то, что пик влияния ордена прошел несколько веков назад, образование, навыки и связи, которые даются его членам в процессе обучения, до сих пор считаются одними из лучших в мире.

Бергольо продолжил образование в трех колледжах и Иезуитском университете. После получения гуманитарного образования в Чили он вернулся в 1963 году в Буэнос-Айрес и получил философское образование. В 1964-65 годах Бергольо преподавал литературу и психологию в колледже Богородицы в Санта-Фе, а в 1966 он был преподавателем в колледже Спасителя в Буэнос-Айресе.

Бергольо рукоположен в сан священника в 1969 году, когда ему было 33 года, а уже через два года считался одним из самых влиятельных иезуитов Аргентины. Степень по теологии Бергольо получил в 1970 году, спустя год после рукоположения. В 1986 году он заканчивал свою научную работу для получения степени кандидата в Германии. 20 мая 1992 года Иоанн Павел II назначил Бергольо епископом Аука. В 2001 году Бергольо стал кардиналом.

Хорхе Марио - кардинал с большим опытом и талантом проповедника - был кандидатом на папский престол еще в 2005 году. По некоторым данным, тогда в результате голосования он стал вторым после Бенедикта XVI.

Сдержанный, скромный, немногословный кардинал, по некоторым сведениям, уговаривал своих сторонников не голосовать за него, боясь сравнения с Ратцингером. По мнению других, тогда у Бергольо не было реальной перспективы стать Папой. Тем не менее, факт остается фактом: тот Конклав стал «генеральной репетицией» нынешнего.

Бергольо всегда был противником роскоши — он живет в скромной квартире и использует общественный транспорт. После избрания кардиналом он убеждал своих соотечественников, собиравших деньги на поездку в Рим, остаться в Аргентине и отдать деньги бедным.

В самой Аргентине Бергольо является одним из бесспорных лидеров в церковном мире. Он всегда считался консерватором, но никогда не поддерживал чрезмерную суровость Церкви, особенно в сексуальном отношении и замкнутости Церкви.

Бергольо — настоящий фанат футбольного клуба Сан-Лоренсо де Амальгро из Буэнос-Айреса. На сайте клуба красуется фотография Бергольо, который держит красно-синий вымпел с надписью Papa Cuervo, что обозначает — "фанат команды Сан-Лоренсо".

В 1960-е годы Бергольо активно протестовал против теологии освобождения, и эта позиция приводила к несправедливым обвинениям в пособничестве правящему режиму, хотя никогда не было доказательств его сотрудничества с диктатурой. Эта версия впервые была выдвинута аргентинским журналистом Орасьо Вербицки в его книге, посвященой роли церкви в истории аргентинской диктатуры.

Такие обвинения Бергольо всегда опровергал, утверждая, что это клевета. В 2000 году именно Бергольо заставил Церковь покаяться в грехах, совершенных в эпоху диктатуры.

Что касается однополых браков, то Бергольо считает, что они от дьявола. Три года назад в Аргентине появился законопроект о таких браках, против которого архиепископ Буэнос-Айреса начал активно бороться. Именно поэтому (но не только) президент Кристина Киршнер обвинила Бергольо в том, что он хочет вернуться во времена инквизиции.

Такую же твердую позицию Бергольо занимает в отношении абортов. В прошлом году Высший суд Буэнос-Айреса хотел отменить запрет на аборты, но архиепископ сказал, что такое решение было бы «неподобающим».

«Таким образом умаляется высшая ценность жизни и дети лишаются права на рождение. Аборт — это не решение. Когда речь идет о беременной женщине, то мы говорим о жизни двоих людей: жизнь обоих нужно уважать и ценить, так как жизнь — высшая ценность», - заявил он в своей речи.

В книге-интервью, в которой аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо рассказывает о своих взглядах на церковь и не только – о своих любимых книгах, танго и своей исторической родине – Пьемонте, он упоминает и историю с конклавом 2005 года.

«Что Вы чувствовали в 2005 году, когда СМИ писали о Вас как о возможном претенденте на папский престол?», - спросил журналист.

«Стыд», - лаконично ответил будущий понтифик.

В книге под названием «Иезуит», написанной журналистами Франческой Амброджетти и Серджо Рубин, 73-летний Бергольо рассуждает о проблемах современной Церкви.

«Необходимо выходить на улицы и искать людей – это наша миссия, - подчеркивает Бергольо. - С замкнутой в себе Церковью происходит то же самое, что и с замкнутыми людьми – они становятся параноиками. Новый век будет религиозным, однако мы увидим, как именно. Иногда религиозность сопровождается теизмом, когда путают психологию и парапсихологию».

О своем происхождении Бергольо тоже рассказал журналистам: его отец был из Портакомаро (Пьемонт), а мать – из Буэнос-Айреса. У нее также были в роду итальянцы. «Мне нравится танго» - так озаглавлена самая личная глава книги. В ней читатель узнает о том, что когда-то у Бергольо была возлюбленная (они вместе ходили на танцы с друзьями), а потом понял, что его призвание – это религиозное служение.

Будущий папа признается, что его любимый фильм – это «Пир Бабетты», а любимая картина – «Белое распятие» Марка Шагала. Что касается книг, то Бергольо отдаёт предпочтение роману Мандзони «Обручённые» и «Божественной комедии» Данте. Среди других интересов нынешнего понтифика – поэзия немецкого поэта Гёльдерлина и футбол.

Интересно, что Бергольо нравится ездить в метро, и он не любит личный транспорт. Он живет в маленькой квартире, отказался от автомобиля с шофером и, говорят, сам готовит себе еду. При этом он владеет испанским и итальянским и пока не видит необходимости в изучении английского языка. Кроме того, он был одним из немногих священнослужителей, которые отправились на выборы Папы экономическим классом.

На вопрос о предшественнике, агентству ANSA Хорхе Бергольо рассказал, что считает поступок Бенедикта XVI революционным – он перевернул страницу истории папства после 600 лет.

«Я думаю, что это решение было обдумано перед Богом, это ответственный шаг человека, который не хотел ошибиться или передавать возможность принятия решений другим», - сказал Бергольо.

Стоит отметить, что многие эксперты не придавали значения подобным фактам его биографии, справедливо отмечая, что «статус понтифика накладывает обязательства». Но и здесь они оказались неправы. Первыми же шагами в роли главы Ватикана Бергольо дал понять, что революция продолжается.

Став Папой Хорхе Марио Бергольо остался верен себе, поэтому держит себя скромно, но и делает все по-своему. В субботу, например, он пожелал встретиться с журналистами, что повергло в шок всех кардиналов - Папы никогда не давали интервью.

После конклава он вышел к верующим, но опять сделал это по-своему. Шикарную мантеллу с мехом он не надел, а оставил в комнате плача, как и расшитую золотом ленту. Кроме того, он отказался от личного лимузина и первую службу провел не в Соборе Святого Петра, а отправился на обычном черном автомобиле в церковь Санта-Мария-Маджоре, где попросил открыть двери для всех желающих совершить общую молитву.

Уже мало кто сомневается, что церковь будет меняться, но ведь Бенедикт XVI и ушел именно потому, что был не готов проводить глубокие реформы. Оправдает ли Франциск надежды миллионов верующих и тех, кто его выбирал? Ответ на этот вопрос сейчас не возьмется дать никто. Тем не менее, своими жестами за первые дни папства Франциск расположил к себе даже самых скептически настроенных людей, вне зависимости от того – верующие они или нет.

Что же касается его связи с иезуитами, то эксперты пока не рискуют строить предположений на этот счет, так как никто не знает, чего можно ожидать от лидера самого тайного и некогда самого могущественного христианского ордена во главе католического мира. То, чего боялись многие влиятельные люди, а также священники всего мира на протяжении нескольких веков, случилось именно в XXI веке, в тот момент, когда церковь оказалась в глубочайшем кризисе.

Специалисты отмечают, что членство в ордене, основанном Святым Игнатием Лойолой, накладывает не только характерные черты мировоззрения, но и определенные обязательства, однако какие именно – в данный момент предположить сложно.

«Общество Иисуса» или Орден иезуитов — это монашеский орден Римско-католической церкви, основанный Игнатием Лойолой и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году. В орден принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

В 1773 году орден ликвидирован Папой Климентом XIV. В 1814 году орден восстановлен для борьбы против рабочего движения и социализма, перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В руках иезуитов было свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. В 2010 году число иезуитов во всем мире составило 18 266 человек.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?